RU
UA

Эти две статьи с сайта «Однако» не имеют прямого отношения к контактным центрам, но не менее важны для понимания тенденций развития. Не удержалась и решила их оставить у себя.

Какое общество создадут новые технологии?

  В октябре Москву посетил с лекцией Томас Фрей, основатель и ведущий футуролог американского Института Да Винчи, который рассказал о технологических трендах, способных в ближайшие 20 лет кардинально изменить образ жизни людей и даже структуру экономики, сильно трансформировав как минимум рынок труда. По его мнению, «в ближайшие два десятилетия человечество изменится сильнее, чем за всю предыдущую историю, но и риски при этом будут экспоненциально расти». При этом к 2030 году исчезнут около 2 млрд (!) рабочих мест, так как более половины существующих сегодня профессий просто станут не нужны, однако на их месте вроде бы появятся 5 млрд новых. К этому «дивному новому миру» есть много вопросов.

Интернет для вещей

По мнению Томаса Фрея, уже через несколько лет практически все вещи, окружающие нас, будут подключены к интернету. Эта мысль вовсе не выглядит фантастической на фоне массы сегодняшней бытовой техники и гаджетов с интернетом. Уже в 2010 году их количество в мире составило 12,5 млрд штук, то есть значительно превышало численность самого человечества. По прогнозам компании Cisco, к 2020 году на 7,6 млрд людей в мире будет приходиться 50 млрд подключенных к интернету устройств, то есть в среднем по 6,58 на человека. На самом деле с учетом того, что сегодня доступ к интернету имеют не все жители Земли, а 2 млрд человек, количество интернет-гаджетов на человека уже сегодня около 7, а вовсе не 1,84. Значит, и цифра 6,58 означает, что жители развитых стран будут реально окружены уже десятками устройств, выходящих в интернет, на каждого. И это будут уже вовсе не только компьютеры или смартфоны.

На первый взгляд к интернету могут подключаться холодильники, автомобили и тому подобные технические объекты. Однако футурологи считают, что большие рыночные ниши откроются и в других неожиданных направлениях, и это будут разнообразные мини-сенсоры, миникамеры и прочие датчики, по беспроводной связи подключенные к интернету. Например, вы сможете прикрепить GPS-датчик ко всем своим вещам, и тогда на экране своего смартфона вы всегда будете видеть, где сейчас ваш кошелек, ключи от машины или кроссовки. Мини-камеры с автономным энергоснабжением позволят владельцу самому создавать дешевую систему видеонаблюдения в доме, на автостоянке и т.д.

Датчики скорости, давления, влажности, температуры, химические сенсоры — все это может стать частью практически всех предметов вокруг нас, причем все подключенные к сети объекты будут «общаться» между собой. Даже если и не все будут жить в так называемых «умных домах», где вся техника соединена в единую экосистему, как минимум просто на свой смартфон с подобных сенсоров люди будут получать самую разнообразную информацию — о том, что у йогурта в холодильнике истек срок годности, что надо полить цветы, как меняется температура внутри и снаружи дома и т.п.

Соотносятся с этим трендом и системы «дополненной реальности» — устройства, расширяющие восприятие человека, например, уже сегодня презентованные очки Google Glasses, помимо которых ведутся разработки аналогичных контактных линз. Такие очки показывают владельцу информацию о погоде, местонахождении, назначенных встречах, а также будут отображать информацию, получаемую от объектов вышеописанного «интернета вещей», в экосистему которого они будут входить. Визуально все это для пользователя будет напоминать зрение терминатора, известное всем по одноименному фильму. В сущности, это реализовано уже сейчас, и очки дополненной реальности уже поступили в продажу. Не говоря уже о сегодняшнем широком применении подобных систем в военных целях.

Авто-автомобиль

Автомобильную отрасль, по мнению Фрея, изменят автоматические транспортные средства. Машина, которая и без водителя знает, куда и как ехать, не фантастика уже сегодня. Так, некоторые автомобили умеют сами парковаться. Практически все автолюбители уже обзавелись навигаторами, поэтому ничего удивительного в авто-«беспилотнике» нет уже сегодня.

Однако речь идет не о том, чтобы предоставить каждому умный автомобиль, а чтобы оснастить города системой «беспилотного» общественного транспорта, который в режиме автобусов и такси будет перевозить пассажиров, экономя их время и силы (не нужно водить свою машину). Выглядеть эта система, по мнению футуролога, должна так — на своем смартфоне человек делает заявку, вводит конечный адрес, и далее к нему уже приезжает «умное такси». Поскольку такие автомобили соединены с общей транспортной системой, управляющей движением городского транспорта, то они не могут попадать в пробки, аварии, нарушать правила дорожного движения и т.п.

Надо сказать, что транспорт без водителя работает уже сегодня — так, в аэропорту Хитроу есть «поезда без машиниста», аналогичные эксперименты уже реализованы в метрополитенах некоторых городов. К чему может привести массовое применение такого транспорта — к исчезновению профессий водителя, работников парковок, дорожной полиции, курьеров. Взамен возникнет необходимость в специалистах в области мониторинга дорожного движения, проектировщиках таких систем.

Заселить небо

Большой новой отраслью и сегментом рынка, по мнению Института Да Винчи, станут беспилотные летающие аппараты (дроны). В 2010 году военное ведомство США потратило 4,5 млрд долларов на разработку и производство таких устройств. В 2011-м — уже 4,8 млрд. На средства DARPA компанией AeroVironment Inc. недавно был разработан и представлен дроннаблюдатель размером меньше колибри под названием Nano hummingbird.

Сегодня эти устройства воспринимаются в большей степени как имеющие военное применение. Однако, перейдя в гражданскую сферу, небольшие летательные аппараты (а они могут по размеру не превышать воробья) могут иметь массу функций. Компания Google уже сегодня использует микродроны для составления карт, а некоторые производители компьютерных игр уже выпустили игры, где можно управлять реальными небольшими дронами со своего айфона. Как пишет Фрей, при подготовке к Олимпиаде в Лондоне у английских властей также были планы использовать дроны как минимум для наблюдения за большими скоплениями людей, а также обсуждалась потенциальная возможность оснащения этой техники «нелетальным» оружием на случай массовых беспорядков.

Какое же потенциальное экономическое будущее беспилотников? Они могут использоваться как летающие точки «раздачи» беспроводного интернета там, где нет других возможностей (слепые пятна в сети сотовой связи со стационарными вышками), или чтобы обойти ограничения. Пример — доступ в интернет на круизных кораблях довольно дорого стоит, а если вокруг корабля гдето есть летающая Wi-Fi-точка, то по закону никто не может запретить такую раздачу интернета. Но подобные вещи можно осуществлять и не только в безобидных нейтральных водах. Фрей пишет, что в одной из бесед со специалистом американской аэрокосмической отрасли тот сказал ему, что небольшая страна может быть полностью обеспечена беспроводной связью с помощью около 20 соответствующих беспилотников, «висящих» над ней.

Массовое применение могут найти такие устройства в полиции — они являются идеальными «патрулями», способными отслеживать происходящее с воздуха. Уже сегодня они применяются в повседневной деятельности полиции в Великобритании и Канаде. При этом в США пока не решена проблема согласования использования полицией беспилотников с национальным воздушным законодательством, однако в этом году конгресс США обязал Федеральное управление гражданской авиации (FAA) выработать соответствующую политику по допуску этих объектов в воздушное пространство страны. В Европе проблемы, как обычно, возникают в связи с правами человека, а именно правом на тайну частной жизни. Именно эта коллизия пока не позволяет полиции Германии, Франции и Швейцарии полноценно использовать беспилотники.

В коммерческой сфере футурологи предсказывают появление «летающих» прожекторов — для освещения и проведения, например, спортивных и музыкальных мероприятий, летающих динамиков, камер и фотоаппаратов, летающих манипуляторов для работы в опасных для человека средах и условиях. Беспилотники-курьеры могут доставлять покупки тем, кто живет за городом, далеко от магазина. Беспилотники-проекторы будут способны превратить в экран для демонстрации видеоизображения практически любую поверхность, будь то здание или природный объект, что, несомненно, будет использовано в рекламной отрасли.

Напечатай себе красивое яблоко

По мнению Томаса Фрея, к 2030 году робототехника сможет выполнять все физические задачи, и автоматизация производства произойдет во многих секторах экономики — в горнодобыче, сельском хозяйстве, военнопромышленном комплексе, рыболовстве и многих других. Робототехника в сочетании с беспилотными аппаратами отнимет работу у массы людей — шахтеров, рыбаков, солдат, фермеров, строителей.

Еще одна технология, способная изменить окружающую действительность через несколько десятков лет, — 3D-принтеры. 3D-принтер — это аппарат, способный создать реальный трехмерный объект из пластика, бетона или другого материала по «чертежу» модели, созданной в компьютере. Объекты «печатаются», а не собираются из деталей, как при традиционном производстве, то есть изначально формуются целиком по трехмерной модели. Это позволяет получать объекты сложных форм. Как полагают футурологи, уже в ближайшем будущем технология 3D-печати позволит создавать массу полезного. «3D-принтеры будут печатать различные предметы, например одежду, обувь, предметы быта и даже еду. Человек сможет напечатать себе ручку, часы, очки или сначала напечатать тарелку, а затем налить туда суп», — говорит Томас Фрей. Вопрос в том, какие материалы должны быть в «картридже» такого устройства. В теории оно способно производить даже пищевые продукты. Как пример Фрей привел в своем выступлении красивое яблоко, точнее, это некий изготовленный из съедобного материала со вкусом яблока объект в форме яблока, но без косточек и внешних дефектов.

Уже сейчас в строительстве есть эксперименты по возведению по технологии 3D-печати бетонных конструкций, а первый полностью «напечатанный» роботом без участия строителей дом будет возведен в следующем году. Развитие этой отрасли создания любых объектов, и особенно тех материалов, которые могут служить «чернилами» для создания вещей, как предполагается, приведет к уменьшению потребности в традиционном производстве одежды, стройматериалов и даже натуральных пищевых продуктов. Соответственно, потребность в рабочей силе в этих сферах уменьшится, а возрастет спрос на специалистов-химиков, технологов и инженеров, способных проектировать и производить 3D-принтеры, разрабатывать дизайн для моделей и материалы, которые будут использоваться как исходное сырье для них.

Еще одна отрасль, где массовое производство могло бы быть заменено локальным, — это децентрализация выработки электроэнергии, то есть распространение автономных миниэлектростанций. Надо сказать, что есть страны, где эта концепция реализуется уже сегодня. Результатом может стать смена форматов работы энергоотрасли, коммунальных служб и спрос на инженеров и менеджеров для управления локальными микроэлектростанциями.

За фасадом фантастической реальности

Все вышеизложенное — концепция одного из самых известных футурологов. А теперь попробуем заглянуть за поверхность всех этих потенциальных технологических трендов и посмотреть, какое общество они призваны обслуживать.

Допустим, что развитие технологий не остановит мировая война и тяжелая экономическая депрессия (а тогда шансы на развитие получит лишь военная техника, а вовсе не такси без шоферов и летающие курьеры по доставке пиццы). Все эти прекрасные автономные, работающие без человека системы будут функционировать только в случае, если вокруг них дружественная среда. Грубо говоря, никто не планирует ради прикола подкладывать кирпичи на рельсы поезда без машиниста.

И я даже могу себе представить эко-мини-авто с полностью автоматизированным управлением, которые сами останавливаются у светофора, а потом по сигналу с айфона развозят без всяких нарушений ПДД по домам мирно сходивших в театр или ресторан граждан по свободным дорогам. Такой проект вполне под силу осуществить какому-нибудь швейцарскому курорту для богатых пенсионеров. А вот как чудесами робототехники будут пользоваться миллионы «деклассированных» и выкинутых на обочину цивилизованной жизни гастарбайтеров в мегаполисах, представить сложно. И в то, что продавщица, которую заменит автоматический терминал, переквалифицируется в инженера-робототехника, тоже не верится. А вот в то, что вокруг нас будет все больше сенсоров, камер и летающих «полицейских», поверить, наоборот, очень легко. Полная информация обо всех и обо всем, проходящая желательно через одну-две мировые ИТ-корпорации, по своей влиятельности в результате скорее уже являющиеся информационными империями, выгодна как для коммерческих, так и для политически-манипулятивных целей.

Даже если мир будущего действительно станет более роботизированным и наполнится «умными устройствами», весьма сомнительно, что это принесет с собой благополучие для всех. И миллиардам, по всей видимости, уготована участь питаться «напечатанными» отходами пищевой промышленности в форме красивого яблока и в лучшем случае обслуживать в качестве операторов высокотехнологические системы, созданные для комфортной жизни «лучшего миллиарда». А скорее всего, уже вовсе не миллиарда, а куда более узкой прослойки «новых феодалов».

«Образ будущего, который вы даете людям, влияет на их поведение сегодня», — заявил Томас Фрей на своей московской лекции. Какими же способами будут менять представление людей о будущем? Об этом — во второй части статьи в одном из ближайших номеров «Однако».

Автор – Маринэ Восканян