RU
UA
Поговорим немного о персонале.
У всех нас бывают в подчинении сложные сотрудники. Я для себя разбила их на несколько категорий:
1. “Мне никто не указ” – авторитетов нет,все делает так, как считает нужным
2. “Звезда” – я красавчик,мне все можно
3. “Серый кардинал” – хочу всем управлять,но ни за что не отвечать.
4. “Деструктор” – мне все не нравится.
5. “Сплетник” – личная жизнь и подробности сотрудников значительно важнее работы.
6. “Прокрастинатор” – я живу в своем режиме,не надо мне мешать.
7. “Булер” – невоспитанный, хулиган и т.п.
Уверена, каждый может в этот список добавить свою любимую категорию и не одну, но я сейчас не об этом – сложные сотрудники создают на рабочем месте много конфликтных зон, которые приводят к:
1. Снижению эффективности бизнеса
2. Илишним затратам времени и нервов
3. Созданию напряженной обстановки
4. Ухудшению имиджа бренда
5. Увеличению текучки
и другим неприятностям.
Как с этим бороться? Я знаю, что особенно часто это ставит в тупик молодых управленцев, не имеющих достаточного опыта и авторитета, часто вчера еще бывших в роли подчиненных, а теперь вынужненных руководить своими товарищами.
Как ни странно, рецепты общения практически одинаковы для всех этих категорий. Буду рада, если в комментариях вы дополните мои варианты – это, безусловно, не исчерпывающий список.
  1. Расставьте все точки над і.

Задача руководителя – оставаться максимально нейтральным, давая понять человеку, что его поведение вредит бизнесу компании, иногда сотрудник этого действительно не осознает. Постарайтесь пообщаться с сотрудником без позиции “сверху”, просто как с другом, которому хотите помочь. Обязательно отметьте его сильные стороны, его возможный уже сделанный вклад в работу компании и покажите на конкретных примерах, как его поведение это разрушает, обсудите с ним несколько ситуаций с его участием, представив их глазами сторонних наблюдателей.

  1. «Факты, только факты» (с).

При обсуждении ситуаций не используйте оценочные суждения («ты плохо работаешь»), необходимо иметь под рукой конкретные факты, цифры и даты. Поэтому до начала разговора необходимо промониторить поведение сотрудника в течение некоторого времени, очень неплохо сделать это с помощью разнообразных технических средств, которые на сегодня есть в избытке. С цифрами очень трудно спорить.

  1. «Вначале было Слово…» (с).

Очень часто человек сам не понимает, что толкает его на те или иные противоречивые поступки. Постарайтесь максимально расположить к себе человека и попробовать понять, что же является первопричиной его сложного поведения. Ими могу быть, например:

  • Семейные проблемы
  • Личностный конфликт
  • Выгорание
  • Отсутствие перспектив
  • Заниженная самооценка
  • Недостаток внимания и т.п.

Будьте готовы к тому, что выявленные причины могут повлечь за собой определенные изменения/затраты. Например:

  • Сотрудника нужно срочно отправить в отпуск
  • Необходимо пересмотреть/перераспределить рабочую нагрузку, изменить штатное расписание
  • Придется выделить средства на мат.помощь/лечение/обучение/т.п.

Ваше внимание и понимание его проблем существенно повысит лояльность сотрудника, а оказанная помощь увеличит его производительность.

  1. «Лучшее лечение – профилактика» (с).

Начиная разговор со сложным сотрудником, определите для себя, сколько времени вы даете ему на трансформацию – своего рода испытательный срок. В это период будьте к нему особо внимательны – давайте регулярно обратную связь, предупреждайте, если видите, что его опять тянет к прежнему стилю. Дайте ему шанс на изменение – у многих это получается, особенно если они молоды.

  1. Пессимизм заразен. Задача менеджера – не допустить распространение заражения.

Если вы видите, что изменений не происходит, не стоит задерживать человека, который может разложить и демотивировать весь коллектив в короткий срок. Задача менеджера – эффективная работа компании, а не воспитание отдельного персонажа. Помните – увольняя кого-то, вы даете ему шанс найти работу, которая действительно принесет удовлетворение именно ему. Поэтому, если приняли решение увольнять – не медлите, чтобы его влияние на коллектив было минимальным.

Проводя индивидуальную работу, не забывайте и о коллективной терапии. Пример из моего личного опыта:

На заре своей менеджерской карьеры я руководила  небольшим коллективом, дружным и активным. Для меня это был первый опыт руководства, я очень старалась, а потому зачастую “перегибала палку” и была очень требовательной к подчиненным. Подчас излишне требовательной. В Донецке в 90-е годы ситуация и без этого была нервной и напряженной, поэтому в какой-то момент мелкие обиды и недопонимания скопились практически в бунт. Скажу честно – я очень благодарна моей компанде, которая сначала пришла ко мне и предупредила, что если так будет продолжаться и дальше, они будут вынуждены пожаловаться моему руководству. Для меня тогда это был сильный удар, и по самолюбию, и по амбициям, но я подумала и поняла, что они во многом правы. Тогда мы собрались и поговорили, честно высказали в лицо друг другу все, что накопилось. Не скажу, что это был простой разговор, но он помог всем нам. После этого мы действительно стали отличной командой, сохранив хорошие отношения на многие годы, уже работая в разных компаниях. Мало того, со временем все ее участники возглавили собственные компании. Поэтому не бойтесь разговаривать – основная масса проблем возникает из-за недопонимания. 

И еще несколько моментов, на которые хотелось бы обратить внимание.

  1. «Ничего личного, только бизнес» – старайтесь быть максимально корректными при общении с такими людьми, обсуждая с ними их дела, а не их самих.
  2. «Не выносите сор из избы» – не обсуждайте таких работников с другими сотрудниками, особенно информацию, которую вы узнали при личном общении.
  3. «Диалог, а не монолог» – общаясь со сложными сотрудниками, не морализаторствуйте, а постарайтесь построить диалог, в котором вы оба могли бы услышать друг друга.
  4. «С глаз долой, из сердца вон» – не увольняйте человека, не разобравшись в ситуации и не получив достаточно подтверждений для увольнения.
  5. «Берегите нервы» – как бы вас не раздражало поведение подчиненного, думайте прежде всего о работе и своем здоровье. Нервы не восстанавливаются!