RU
UA

О консалтинге, эмоциональном интеллекте и правильных рецептах.

Когда-то, достаточно давно, у меня возникла ассоциация, что работа бизнес-консультанта весьма похожа на работу врача. Я уже не первый год озвучиваю ее различным руководителям КЦ перед началом аудита, чтобы они и их сотрудники были максимально открыты – от этого зависят “правильный диагноз и лечение”. За прошедшую неделю я убедилась в том, насколько эта аналогия близка к истине! Итак, по порядку.

Совсем недавно я наконец-то перевезла с оккупированных территорий свою очень преклонных годов маму и последнее время занимаюсь восстановлением ее здоровья (собственно, поэтому мало появляюсь в соц.сетях). Мама – человек старой закалки, который считает, что к врачам нужно обращаться только тогда, когда уже больше не к кому, поэтому ни о каких ее болячках я представления не имела. В начале прошлой недели я замечаю за мамой странное поведение, а она все чаще начинает жаловаться на проблемы (что для нее вообще не характерно), хотя понять, что с ней происходит, крайне сложно. У мамы с эмоциональным интеллектом плохо, особенно в отношении  себя самой, поэтому все жалобы сводятся к “Что-то мне плохо/совсем плохо…” и решайте, как хотите, в каком месте у нее что болит (если вообще болит). Вспомните себя в кабинете у врача – насколько точно и адекватно для него вы описываете собственные болячки? В состоянии ли врач по ним поставить точный диагноз? Да, у меня самой с этим проблемы – часто не хватает подходящих слов, чтобы правильно описать ощущения, да и зачастую я на многие мелочи просто не обращаю внимания. Примерно так же большинство заказчиков формулирует запрос на аудит КЦ: “Хотим понять, как у нас обстоят дела”, а вот чем вызван такой интерес, почему именно сейчас, как правило, не озвучивается, хотя зря – экономит много сил и времени.

После нескольких безуспешных попыток как бы между делом разобраться, где что у мамы болит (я же должна это сделать, я же консультант, в конце концов, мне потом это врачу озвучивать!) я ее усадила и начала методично задавать вопросы. Я, конечно, не врач, но общую схему работы человеческого организма мы все еще в школе учили, поэтому определенную причинно-следственную связь установить все-таки можно. И да, здесь прямо море для развития эмоционального интеллекта – если его нет у одного участника, то второй обязан его иметь в избытке, иначе не услышит что-то важное. В консалтинге этот этап называется “проведение оценочных интервью с руководством и персоналом” и является обязательным. Знаете, как много интересного можно услышать от сотрудников, если правильно задавать вопросы?

Из того, что я услышала от мамы, стало понятно, в какой области тела проблемы, как их потенциально можно решить, к каким специалистам бежать. Возникло несколько версий развития событий и нужно было понимать, какая наиболее близка к истине. Наступил второй этап исследования – сбор статистических данных. В нашей с мамой истории – сдача анализов и проведение различных диагностик (первые, базовые, я назначила маме самаи это очень помогло при постановке диагноза – к врачам мы шли уже с определенным набором данных).

На этом этапе, по идее, можно было и закруглиться – предстоял визит к семейному врачу, подписание декларации и согласование шагов по лечению. Врач, конечно, лечение прописала, но оно оказалось мало эффективным, симптомы не уходили (семейный же не спец, а к спецу только на следующей неделе можно попасть). Мама мучается, ситуация ухудшается, ждать еще почти неделю нет возможности, надо что-то решать здесь и сейчас. Я не сторонник самолечения, но очень поджимало время, впереди были выходные, особо рассчитывать было не на кого, поэтому я отнеслась к ситуации как типичный консультант – собрала симптомы, отсеяла незначительные, проанализировала данные анализов, определилась с диагнозом и лекарством и прописала для себя пути развития событий при их приеме, чтобы была возможность быстро реагировать на происходящее, если процесс пойдет не так, как запланировано. При аудите КЦ это этап анализа полученной информации и, собственно, отчет, в котором описано лечение.

Потом я купила лекарства и мы начали следить за состоянием мамы. А вот тут развитие ситуации пошло по разным путям, если сравнивать с консалтингом.

За приемом мамой таблеток, питанием, режимом и т.п. я наблюдала лично и могла вносить коррективы по ходу. Реакция наступила буквально на следующий день – сначала пропали боли, потом начали пропадать симптомы и через пару дней мама уже бодро меряла шагами квартиру, отсчитывая необходимые тысячи.

При консалтинге специалист отдает отчет Заказчику и дальнейшие изменения тот проводит (если проводит) зачастую самостоятельно и совсем не факт, что в рекомендованной последовательности, объемах и направлениях. У меня были случаи, когда вообще ничего не делалось и на мой вопрос “Почему?” я получила ответ:”Мы думали, что вы расскажете нам, как у нас все круто. Мы пока не готовы ничего менять”. Как вы думаете, часто ли в результате достигается тот эффект, который предполагал отчет консультанта?

Честно говоря, тут много чего еще можно писать и делиться воспоминаниями, но не в этот раз.

Что я хочу сказать, подводя итоги?

  1. Не делайте аудит работы КЦ ради аудита – у него всегда должна быть цель. Не просто узнать, “как у нас дела”, а решить вполне конкретные вопросы, которые всегда есть в любом КЦ.
  2. Старайтесь максимально полно рассказать консультанту о том, что происходит в КЦ, а особенно – о том, что вас тревожит/удивляет/возмущает… Не пытайтесь что-то скрыть или показаться лучше других – доктору не нужно сравнивать пациента с другими, для него главное – правильно поставить диагноз.
  3. Выполняйте рекомендации максимально близко к тексту, иначе их эффективность существенно снизится, а у вас появится ощущение зря потораченных времени или денег. Иногда наибольшее влияние на результат может оказать какая-то, с вашей точки, мелочь, которой вы почему-то решили пренебречь.
  4. Не занимайтесь самолечением, разве что у вас нет другого выхода. Здоровье – самое ценное, что у нас есть, не нужно им пренебрегать!

А вообще пусть болячек будет меньше, и у вас, и у компании! Особенно в период пандемии!