Данные возможности реализуются пока преимущественно в США, но не исключено, что скоро подобное дойдет и до нас. Сервис спорный со многих сторон, но, тем не менее, весьма востребован.

Сервисы виртуального посещения доктора, которые соединяют пациентов из собственного дома с врачом в больнице посредством онлайн-видео или телефона, становятся все более востребованными, так как страховые компании все чаще готовы платить за них.

В последнем заявлении WellPoint Inc, второй по величине американской страховой компании, страхующей здоровье, значится, что страховщик планирует предложить новую услугу для всех своих групповых и индивидуальных программ, которая позволит людям консультироваться с врачами по требованию, используя веб-камеру ноутбука или видео-поддерживающие планшеты и смартфоны. Видео-консультации адресованы клиентам, ищущим «удобство и доступность медицинской помощи», сказал Кен Гуле, исполнительный вице-президент.

Но такие услуги, которые, по словам сторонников, могут сэкономить средства из-за избегания дорогостоящих путешествий в пункты скорой помощи, создают напряженность в отношениях некоторых государственных регулирующих органов и групп докторов. Они утверждают, что удаленные визиты могут иметь смысл, когда пациент общается со своим лечащим врачом, но лечение может пострадать, когда пациенты будут обслуживаться у врача, который может находиться в другом городе или государстве.

Другие страховщики, в том числе Aetna Inc и UnitedHealth Group Inc, предлагают услугу виртуального посещения доктора как опцию для некоторых работодателей. Все большее число крупных компаний, в том числе Home Depot Inc и Westinghouse Electric Co, склонны добавить услугу удаленных консультаций к своим преимуществам. Согласно результатам опроса, проведенного Mercer (консалтинговое подразделение Marsh & McLennan Cos.), 15% крупнейших работодателей используют некоторые формы телемедицины и еще 39% рассматривают ее возможности.

«Возможность общаться с врачом 24/7 через Интернет, без предварительной записи, по привлекательной цене, является очень притягательной опцией», сказал Джинни Проестейкс, директор департамента здоровья General Electric Co, который протестировал виртуальный консультационный сервис от Optum UnitedHealth Group с сотрудниками в штате Огайо и планирует запустить этот сервис более широко в 2013 году.

Работодатели и страховщики говорят, что он-лайн услуги могут помочь ослабить вероятность нехватки врачей-санитаров. Виртуальные консультации часто стоят около $ 40- 45, что значительно меньше, чем личный визит врача или посещение центра скорой помощи.

«Если это не снижает цену, то игра не стоит свеч,» сказала Энн Бойнтон, заместитель исполнительного директора, курирующий медицинское страхование для систем пенсионного обеспечения государственных служащих штата Калифорния. В этом году он начал тестирование услуг, предлагающих телефонные и видео онлайн-посещения от Teladoc Inc., в одной из своих программ совместно с около 350.000 зарегистрировавшимися.

Услуги в целом обращены к специалистам скорой помощи и врачам семейной медицины. Интернет-посещения должны быть использованы для относительно небольших, острых потребностей пациентов, а не служить постоянным источником регулярного ухода. Например, наиболее распространенные диагнозы в Blue Cross и Blue Shield программ Миннесоты, которые предлагают интернет и телефонные консультации по технологии American Well Corp., включают инфекции носовых пазух, инфекции мочевыводящих путей и конъюнктивит.

Джуди Джонсон, тренер колл-центра по защите мобильных устройств компании Asurion Insurance Services Inc, использовала виртуальную консультацию, включенную в преимущества работы в Asurion, чтобы вылечить инфекции носовых пазух, когда у нее не было времени, чтобы пойти в офис своего врача. Она зарегистрировалась онлайн, связалась по бесплатному номеру и описала свои симптомы. Через несколько минут позвонил врач, поговорил с ней о ее состоянии и истории болезни, а затем передал назначение и рецепт на антибиотики в ближайшую аптеку. Г-жа Джонсон сказала, что она бы не чувствовала себя так комфортно подбирая врача онлайн, если бы не предложение собственного работодателя, «легитимность которого я никогда не подвергала сомнению».

Если удаленные консультации разрастутся, они, в конечном счете, могут вызвать финансовые трения между врачами первичной медико-санитарной помощи. «Это забирает самых прибыльных и легких пациентов», с незначительными жалобами, требующих относительно кратких и рутинных визитов, сказал Натан Кауфман, консультант, работающий с группами врачей и больниц. Но услуги также могут предоставить возможность для дополнительных новых источников дохода и гибкого графика работы для врачей, которые хотят работать на самих себя, отметил г-н Кауфман.

Джеффри Дж. Кейн, президент Американской академии семейных врачей, высказал мысль, что еще слишком рано рассуждать, какое конкретное влияние на практике произведут услуги цифровых визитов на медицинскую индустрию.

Что ж, как говорится, поживем — увидим.

Написано по материалам статьи Анны Вайлд Мэтьюс для Wall Street Journal, 21.12.2012.